Возможно ли жить полноценной жизнью без образования

Жить без образования возможно, но это может существенно ограничить возможности человека. Без достаточных знаний и навыков трудно найти качественную работу и строить карьеру, что может привести к финансовым трудностям и низкому уровню жизни.

Тем не менее, наличие жизненного опыта, самоконтроля и стремления к обучению может помочь людям добиться успеха без формального образования. Важно развивать свои способности и адаптироваться к меняющемуся миру, что может компенсировать отсутствие диплома.

Коротко о главном
  • Образование открывает множество карьерных возможностей и повышает шансы на успешную трудовую деятельность.
  • Без формального образования можно добиться успеха через практические навыки и опыт работы.
  • Некоторые самозанятые и предприниматели демонстрируют, что успех возможен без традиционного образования.
  • Современные технологии и интернет-ресурсы облегчают доступ к самообразованию и новым знаниям.
  • Однако, в большинстве случаев отсутствие образования ограничивает профессиональные горизонты и карьерные возможности.

Живут ли люди с высшим образованием лучше, или успех придет без диплома? Рассуждает преподаватель ВШЭ

В своем недавнем интервью для НГС доцент НГТУ Александр Гридчин выразил тревогу по поводу снижения числа студентов, которые стремятся получить знания ради знаний, а не только для получения диплома или карьерного роста. По его утверждению, множество людей уверены в том, что высшее образование не дает никакой пользы, что современные учебные заведения мало чему учат, и что достичь успеха можно и без диплома. Дмитрий Лебедев, ставший преподавателем ВШЭ в Санкт-Петербурге после жизни в Новосибирске, объясняет, почему такая точка зрения ошибочна и как она соотносится с ситуацией в других странах. Мы рады представить его точку зрения.

Протестные акции 23 и 31 января в основном отражали недовольство образованного слоя общества, на что указала антрополог Александра Архипова, проводившая опрос среди участников. Оказалось, что 70% протестующих в Москве и 56% в Санкт-Петербурге имели высшее образование.

Возможно, это удивительно, ведь разве в России не такой же уровень образования в масштабах всей страны? Мы ведь считаемся одной из самых образованных наций, и у большинства людей должно быть высшее образование.

На самом деле нет. Откройте перепись 2010 года, и вы обнаружите, что на момент переписи университеты окончили всего 23% россиян (возраст от 15 до 65 лет). То есть меньше, чем каждый четвертый. В 2019 году ВШЭ выпустила статистический сборник, где этот показатель выше: 30,4% (но в возрасте от 24 до 65 лет).

В том же издании ВШЭ опубликовано сравнение с европейскими странами, показывающее, что Россия по уровню образования находится на уровне восточноевропейских стран и лишь немного опережает Италию и Германию среди крупных европейских стран. В то время как в Скандинавии, Франции и Великобритании высшее образование гораздо более распространено.

«Высшее образование в России становится всё популярнее, но не потому, что стало «прихотью» или средством «откосить» от армии»

Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах – это общий тренд как для Западной, так и для Восточной Европы, к которым мы относимся.

Таким образом, миф о том, что в России высшее образование является массовым и избыточным, фактически не соответствует действительности. К сожалению, многие аналитики, комментаторы и журналисты в медиа основывают свои утверждения на абсолютно неверных представлениях.

К примеру, журналист Антон Орех в своей статье «Незачем учиться — пошли работать» утверждает, что в стране ощутим дефицит рабочих рук. Социолог Любовь Борусяк в статье «Всеобщее высшее образование: общество обмана и несбывшихся надежд?» использует данные, озвученные президентом Путиным, о 57% молодежи, стремящейся к получению диплома (при этом источника не удалось отыскать), формируя морализаторский нарратив по поводу постыдного стремления к получению лишь корочек, хотя такое желание «получить халяву» никого не удивляет.

Владислав Иноземцев в своем материале «Злокачественное высшее образование» (обратите внимание на метафору!) даже предлагает сократить количество вузов, оставив лишь элитные учебные заведения в крупных городах — по сути это предостережение вернуться к началу XX века. Откуда возникают такие идеи? Иноземцев основывается на статистике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), согласно которой в России 54,6% людей имеют «третичное образование», не замечая при этом, что ОЭСР включает в эту категорию все последующие образования после школы: университеты, профессионально-технические училища и даже двухгодичные техникумы. Неправильное истолкование таких данных приводит к возврату к мыслям о столетней давности.

Поразительно, что названные авторы безоговорочно верят в этот миф и даже не проверяют его на общедоступной статистике — переписи населения.

Что касается источников общественного убеждения — исследование специалистов лаборатории ВШЭ Бессуднова, Куракина и Малик указало на два ключевых элемента формирования мифов. Первый связан с неправильной интерпретацией межстрановых статистических данных. Второй коренится в личном опыте комментаторов, которые чаще всего происходят из обеспеченных семей в крупных городах и учились в престижных школах, из которых их выпускники напрямую поступают в университеты. Лично я бы добавил сюда общее разочарование людей по поводу дипломов в области экономики и бизнеса, которые стали получать активно в 90-е и нулевые годы.

Исследователи ВШЭ также анализируют спрос на специалистов, что полностью опровергло заявления Антона Ореха о нехватке рабочих рук: без высшего образования уровень безработицы у людей оказывается в 1,5-2 раза выше.

Кроме того, в российской экономике на 10 мест высокой квалификации и управленцев приходится только 9 людей с университетскими дипломами, тогда как во Франции — 14.

Недостоверно также представление о том, что учебные заведения ничего не обучают: студенты во многом значительно лучше осваивают информационные технологии (об этом свидетельствует статистический сборник ВШЭ, глава 7), чаще применяют математические навыки в жизни, совершают меньше преступлений и меньше поддаются зависимостям, поскольку культурная среда способствует развитию социальных навыков и предоставляет больше возможностей для нахождения увлечений.

Даже учеба «через не хочу» полезна: студенты 1960-х годов, «косившие» в вузах от призыва на войну во Вьетнаме или учившиеся по требованию родителей, как показали исследования социологов, жили лучше и зарабатывали больше тех, кто не учился.

Часто в таких дискуссиях вспоминают Илона Маска (основателя Tesla, PayPal и SpaceX) или Марка Цукерберга (Facebook), которые бросили учебу, однако забывают, что они, тем не менее, начали свое образование и получили определенные навыки и контакты. В то время как другие миллиардеры из списка Forbes, такие как Джеф Безос (основатель Amazon) и Уоррен Баффетт (медиамагнат), наоборот, успешно закончили свои университеты.

Таким образом, распространенный миф о всенародном высшем образовании и его безусловной ненужности является не только иллюзорным, но и опасным. Это способствует возникновению рискованных инициатив, таких как идея о значительном сокращении числа университетов и превращении их в элитные учреждения, как это было 100 лет назад, что отрезает большинство людей от возможности улучшить качество своей жизни. Более того, молодежи и их семьям эти мифы представляют завышенные ожидания, что после окончания средней школы можно ожидать быстрого богатства и процветания.

1) Почему ты не получил высшее образование?

Алексей: «Я бросил вуз после 2,5 лет учёбы. С одной стороны, мне не хватило сил, усидчивости, с другой стороны, я выбрал не ту специальность.»

Кристина: «Мама изначально отправила меня в университет. Первое время я даже убеждала себя, что действительно хочу стать врачом. Но обмануть себя мне не удалось. Спустя полтора года я незаметно забрала свои документы. Мама до сих пор надеется, что я вернусь к учебе, хотя с тех пор прошло уже почти пять лет.»

Владислав: «Ещё в старших классах школы я знал, что не буду поступать в универ. Просто потому, что сразу хотел стать фотографом и понимал, что нет нормальных вузов по этому направлению и что в этой профессии больше важна практика»

Мнение эксперта
Соколова Анна Викторовна
Доктор медицинских наук, дерматовенеролог, косметолог, дерматоонколог высшей категории | стаж 20 лет

Жить без образования, безусловно, возможно, но стоит учитывать множество факторов, которые могут существенно повлиять на качество жизни. В некоторых случаях люди достигают успеха, полагаясь исключительно на практический опыт, навыки и личные качества. Это касается таких областей, как предпринимательство, искусство или технические профессии, где талант и интуиция могут заменить формальное образование.

Тем не менее, недостаток образования может стать серьезным ограничителем. В современном мире многие профессии требуют специализированных знаний и навыков, которые можно получить только в учебных заведениях. Без соответствующего образования человеку будет сложнее конкурировать на рынке труда. Многие работодатели отдают предпочтение кандидатам с дипломами, даже если навыки недипломированных работников соответствуют требованиям.

Таким образом, хотя жизнь без образования и возможна, она может потребовать от человека гораздо больше усилий и настойчивости. Кроме того, сам процесс самообразования и постоянного развития играет важную роль в успешной карьере и самоощущении. Если человек готов учиться, адаптироваться и искать нестандартные пути достижения целей, он может добиться многого, даже не имея формального образования.

2) Как отсутствие диплома мешает на работе или в обычной жизни?

Алексей: «В обычной жизни это практически не создает проблем. Однако в незнакомых кругах могут удивиться и произнести: «Ого, нормальный парень без диплома». Это наводит на мысль, что у нас высшее образование – это некий сертификат о твоем интеллекте. Это больше не профессиональный, а социальный документ, позволяющий попасть в другой статус.»

«При поиске работы это может быть препятствием, так как зачастую наличие диплома является одним из критериев для принятия на работу. Хотя работодателю не важно, какое у вас образование. Вы можете быть проектировщиком железных дорог, а им нужен менеджер по продажам, и вдобавок они могут требовать высшее образование. Зачем? Но мне кажется, ситуация меняется, потому что, например, меня приняла на работу без диплома, хотя он числился в списке желаемого.»

Кристина: «При устройстве на работу особых трудностей не было, потому что компании очень был нужен человек, которого они были готовы научить всему на практике. Больше смотрели на желание обучаться и ответственность, что ли. Но в обычной жизни иногда чувствую себя неполноценно из-за этого. Если честно, в разговорах я вообще стараюсь избегать темы образования. Особенно неловко отвечать на вопросы одноклассников/бывших учителей и т. д. Всё-таки наше общество не очень воспринимает людей без высшего»

Владислав: «На нашем рабочем месте преобладают прогрессивные и креативные люди, не скованы предвзятыми мнениями. С момента моего трудоустройства меня оценивали именно по профессиональным качествам, а не по наличию диплома, поэтому никаких сложностей не возникло. К тому же я увлекся фотографией еще в школе, возможно, благодаря этому у меня была уверенность в своих силах.»

Да и в обычной жизни тоже не комплексую. Если у меня нет образования, это не значит, что я не читаю книг, не смотрю кино и не знаю последних новостей. Я считаю себя интересным собеседником и полноценной личностью, так что тут точно никаких проблем.»

Так нужен ли диплом?

Сегодня все более популярной становится концепция высокой карьерной изменчивости, когда специалисты кардинально меняют свою профессию, переобучаясь и открывая для себя новые горизонты. При этом появляется все больше возможностей для образования и саморазвития. Альтернативами для получения второго и третьего высшего образования, что может занять много времени, становятся массовые онлайн-курсы, занятия с репетиторами и практическое обучение. Готовые проекты уже считаются интересными темами для обсуждений на собеседованиях.

Изменения в образовательной системе в ближайшие годы могут сделать ее более многогранной и сложной, а привычные этапы и статусы могут стать менее значимыми. Однако уже сейчас работодателям стоит обращать внимание на конкретные навыки и таланты, а соискателям рекомендуется собирать рекомендации и готовые проекты, способные продемонстрировать успех гораздо лучше, чем оценки в дипломах.

А вам приходилось сталкиваться со строгим отбором по уровню образования?

Профессии без диплома колледжа

Существуют профессии, для которых высшее образование или колледж не обязательно. Для трудоустройства достаточно завершить среднюю школу. Вот несколько примеров таких специальностей:

  • Фотограф, оператор фото и видео
  • Турагент
  • Секретарь
  • Няня в детском саду или на дому
  • Кассир в супермаркете
  • Разнорабочий
  • Бортпроводник
  • Оператор пункта выдачи посылок
  • Почтальон
  • Бармен
  • Таксист, водитель (для этих профессий требуется наличие водительского удостоверения)
  • Сборщик мебели
  • Оператор колл-центра
  • Программист
  • Интернет-маркетолог
  • Графический дизайнер
  • Дизайнер интерьеров
  • Швея, портной
  • Сапожник
  • Стилист, визажист
  • Массажист
  • Администратор

Несмотря на то что для этих профессий не нужно образование, многие из них все-таки требуют наличия специальных знаний. Особенно это касается IT-специальностей. Получить их можно на профессиональных курсах.

Жизнь без высшего образования

Дебаты о значении высшего образования не прекращаются. Несмотря на то что оно предоставляет обширные знания и возможность профессиональной деятельности, высшее образование не является единственным путем к успешной карьере и самореализации. Давайте поговорим о важности высшего образования и о том, как его отсутствие влияет на жизнь людей.

Роман Привалов, 29 лет:

– По какой причине вы не получили высшее образование?

– Так сложились обстоятельства, что в свое время я не смог найти профессию, которая бы меня увлекла, и сделал неправильный выбор. Я не получал удовлетворения от учёбы, поэтому решил пойти в армию. Вернувшись, сразу начал трудиться.

– Чем вы занимаетесь сейчас?

– В настоящее время работаю бухгалтером в компании, которая сотрудничает с Яндексом. Отсутствие высшего образования не создает мне особых трудностей. Когда-то мне порекомендовали занять эту позицию. Я стал искать знания самостоятельно.

– Отсутствие диплома вам не мешает в жизни?

– Нет. Я получаю бОльшую зарплату, чем люди, имеющие диплом.

– Возможно ли достичь успеха без высшего образования?

– Да, конечно. Все зависит от нас самих.

– Планируете ли вы в будущем получить высшее образование?

– Да, у меня есть намерение получить диплом по специальности «Бухгалтерский учет».

– Считаете ли вы, что каждому человеку нужно получить высшее образование?

– Не для всех. Здесь, на мой взгляд, окончательное решение принимает сам человек. К сожалению, многие стремящиеся к высшему образованию часто сталкиваются с финансовыми преградами, которые могут быть непосильными для некоторых.

– Насколько важно, по вашему мнению, высшее образование для человека?

– Оно полезно лишь для личного роста: если человек нацелен на успешную карьеру, то нет лучшего учителя, чем собственный опыт. Для большинства работодателей диплом — это просто пункт в резюме, и некоторые даже не проверяют его достоверность. Многие компании также предлагают программы для дальнейшего обучения. Лично я так считаю.

Я убеждён, что самообразование играет более важную роль, чем формальное образование. Кто-то удовлетворяется базовыми знаниями, а кто-то стремится к постоянному развитию — это зависит от индивидуальных стремлений. Я считаю, что разумный подход для любого человека заключается в том, чтобы стать экспертом в своей области. В моей профессии это особенно важно, ведь каждую год меняются законы и правила, и нужно быть в курсе, чтобы избежать штрафов.

– Какие плюсы и минусы отсутствия высшего образования вы можете выделить?

– Во-первых, появляется множество свободного времени, что дает возможность начать работать с раннего возраста и зарабатывать. Во-вторых, если человек действительно амбициозен, то, погружаясь в профессиональную литературу и работая с документами, он может значительно быстрее освоить необходимые знания для своей работы.

Из минусов я могу выделить только то, что стартовые позиции у лиц, не имеющих высшего образования намного ниже, чем у людей, которые его получили.

Любовь Тимошенко, 36 лет:

– Как вы решили не получать высшее образование?

– Как такового решения не получать высшее образование мною не принималось. Так сложились обстоятельства. После девятого класса родители предложили мне связать свою жизнь с железными дорогами и поступить в железнодорожный техникум, а уже после него заочно закончить железнодорожный вуз. Но планам не суждено было сбыться: обучение в техникуме я забросила на первом же курсе. Потом были еще попытки получить среднее специальное образование, но в итоге я выбрала начать работать.

– Чем вы сейчас заняты?

– Я работаю в крупной организации менеджером по подбору персонала. Параллельно имею небольшой бизнес по посуточной аренде квартир. Отсутствие образования ничуть не мешает мне заниматься тем, чем я занимаюсь. Скорее, наоборот, подстегивает не отставать от коллег, окончивших вуз.

– Считаете ли вы высшее образование обязательным?

– Я не думаю, что это необходимо для каждого. Все зависит от человека, его амбиций и стремления достигать успеха в желаемой области. Например, если кто-то хочет стать квалифицированным врачом, тут уж без качественного образования не обойтись.

Однако есть огромное количество специальностей, не требующих такой тщательной подготовки. Приобрести необходимые знания человек может и самостоятельно. Стать успешным можно и без диплома. Было бы желание.

– Насколько, на ваш взгляд, важно образование для человека?

– Я считаю высшее образование достаточно важным. Его наличие, по моему мнению, безусловно открывает большие возможности. В том числе и при устройстве на работу. Но при этом есть масса рабочих специальностей, овладеть которыми можно, получив среднее профессиональное образование. Однако часто это не сулит больших карьерных высот на крупных производственных предприятиях.

Существуют различные факторы, влияющие на это. Главное — это стремление к знаниям и интеллект, которые, как мне кажется, не зависят от наличия диплома. В наши дни существует множество курсов, включая онлайн, которые предлагают возможность обучения и получения специальности. Среди моих знакомых нет никого, кто работал бы по специальности, полученной в вузе, и есть такие, кто сожалеет о потраченном времени на высшее образование, ведь параллельно с ними успешно трудятся те, кто его не получил.

– Какие плюсы и минусы высшего образования вы выделили бы?

– Плюсов, безусловно, масса. Помимо получения диплома, это, конечно, знания, навык общения в коллективе, общая эрудиция. Да и студенчество – это время, проведенное весело и с пользой. Я этого, к сожалению, не испытала, но мои знакомые, которые обучались в вузе, исключительно с теплотой вспоминают эти годы. Минусов, на мой взгляд, нет.

Если есть возможность, в том числе и финансовая, лучше всего получить высшее образование.

– Вы планируете в будущем получать высшее образование?

– В последнее время я задумывалась о получении образования, но так и не решилась. Сейчас я вполне довольна своей жизнью без диплома, и его отсутствие не создает мне проблем в достижении целей.

Есть ли жизнь без диплома?

Высшее образование предоставляет много преимуществ: это и высокая эрудиция, полезные знакомства, повышение уверенности в себе, а также навыки обработки информации. Но насколько это все действительно является залогом успешной жизни? Истории людей, с которыми мы общаемся, демонстрируют, что самореализация и формальные достижения не всегда совпадают.

Рэй Бредбери, Стив Джобс, Иосиф Бродский, Анна Винтур, Генри Форд… Увидев фамилию своего ребенка в списке этих сверх­успешных людей без высшего образования, вы ведь не ужаснетесь, верно? Скорее испытаете гордость.

Наши герои достигли значительных успехов в областях, где, казалось бы, высшее образование необходимо. Вера работает в дизайне интерьеров, Степан занимается программированием, а Сергей руководит производственными процессами. Их истории показывают, что существует множество путей для достижения успеха. Это могут быть курсы, тренинги, общение с единомышленниками, менторство и повышение своей профессиональной квалификации.

«Сегодня все чаще говорят о формальности высшего образования, — комментирует детский психолог Анна Скавитина. — Мир развивается так быстро, что многие знания за пять лет устаревают. И все больше становится специальностей, где необходимы умения, а не диплом».

Не превращается ли учеба в вузе в способ продлить юность, как некое место хранения для взрослых детей?

Почему же выпускники каждый год так переживают перед Единым экзаменом? И для بسیاری родителей мысль о том, что их ребенок не поступит или не получит желаемый диплом, является невыносимой. Социальное давление и инерция общества остаются очень сильными. Наши герои также сталкивались со своими страхами: некоторые, как Вера, переживали, что не имеют диплома, а другие, как Степан, не соответствовали ожиданиям окружающих.

«К счастью, современные дети меньше подвержены этому давлению, — отмечает Анна Скавитина. — Сегодня наблюдается рост движения «анскулинг» и «расшколивание»: родители в неформальной обстановке обучают детей тому, что считают полезным для их будущего. Следующий этап, вероятно, — это «ануниверситетинг». В Англии, например, разрешили детям брать годовой перерыв после школы, даже если они уже поступили на курсы. Это нововведение призвано снизить уровень стресса и самоубийств среди перегруженных школьников.»

Стоит ли тратить годы на то, что можно получить с помощью самообразования в процессе реальной работы? Не становится ли учеба в вузе способом продлить детство, пространством вроде «камеры хранения подрощенных детей», по выражению психолога? Это открытые вопросы, тема для размышлений. Истории наших героев показывают, что в любом случае провал/отказ от учебы не означает, что жизнь испорчена. Выборов и траекторий всегда несколько и у каждого есть шанс наверстать упущенное.

Как мне живется без высшего образования

Нужен ли диплом ВУЗа в современной реальности? Рассуждает Настя Сураева, и мы вместе с ней.

Для тех кто не знает — мне 30 с лишним лет, и у меня нет высшего образования. Даже неполного высшего нет. Аттестат средней школы есть — и все. Как так получилось? И что я про это думаю сейчас, через 15 лет после окончания этой самой школы?

С детства мечтала стать врачом. Зачем я не стала врачом? Это целая история. Если коротко, в 10 классе у меня сменилась учительница по химии и биологии. Новая оказалась такой скучной, что я перестала интересоваться предметами. Умный человек скажет: «Почему ты не обратилась к репетитору, не поменяла школу, не занималась самостоятельно?» Такие логичные решения пришли бы мне в голову сейчас, но в 16 лет я думала совершенно иначе.

К моменту выбора специализации в 10 классе я выбирала без особого вдохновения. Вероятно, в этом и скрыта причина того, что произошло потом. И это, на мой взгляд, общая проблема. Может ли 17-летний человек определить, как будет выглядеть его жизнь? Возможно, некоторым это удается, но не мне. Я осознала это только к 30 годам.

И насколько я помню, половина моего выпуска пошли на экономический, или вроде того. Но что-то я сомневаюсь, что сейчас все они — экономисты.

Так что я решила поступить в МГУ, так как не считала себя глупой, а выбирала факультет по принципу «где не нужно сдавать английский», который на тот момент я знала очень плохо. Факультет оказался «Антикризисное управление». На тот момент я не имела ясного представления о том, что это означает, и сейчас тоже не знаю, как объяснить.

То, что специальность не моя, я поняла сразу, как только на меня навалили гору математики. Все, кто меня знает, представляют, насколько мы с математикой далеки друг от друга. В попытках убежать от нее я решила учиться «где угодно, лишь бы без математики». Поэтому после первого курса ушла в институт попроще на специальность «Государственное и муниципальное управление».

Учеба была для меня скучной, и около полутора лет спустя я приняла решение начать работать. Это оказалось значительно интереснее, и я не вернулась в институт, хотя изначально планировала совмещать оба занятия.

Вопрос с обучением я для себя закрыла.

Но вернемся к главному вопросу: как мне живется без диплома?

Первые пять лет я мучилась — у всех есть дипломы, а у меня нет. И бабушки на лавочке говорили, что я могу работать только дворником или продавцом на рынке. Могу ли я считаться частью интеллигенции? Не смогу ли я работать в хорошей компании. Зачем мне вообще это было нужно? Тогда я думала: если не интеллигенция, то только метешь улицы или кладешь кирпичи.

Так, комплексуя, на собеседованиях при приеме на работу я рассказывала, по настроению, то про незаконченное высшее, то про заочное. Причем тему всякий раз поднимала сама. Нанимателей же интересовало исключительно не учусь ли я на дневном и не буду ли сбегать на сессии. Разумеется, сфера деятельности накладывает отпечаток — я мосты не строила и людей не лечила.

Я работала бренд-менеджером в дистрибьюторских компаниях в сфере одежды и обуви. Этому нас толком не обучили, поэтому среди моих коллег были экономисты, юристы и даже учителя физкультуры, которых было больше всего.

За почти 15 лет я была в семи разных компаниях, и лишь в одной из них устроилась по знакомству. Во все остальные места меня брали после подачи резюме на Hh.ru, где в начале было указано «неоконченное высшее», а позже — «среднее». Я прошла, наверное, около 50 собеседований, и ни разу никого не интересовал мой диплом. Ни разу мне не задали вопрос про это — ни со стороны HR, ни от владельцев бизнеса.

Чувствовала ли я себя хоть раз более тупенькой, чем коллеги? Вообще ни разу. Подумала ли я хоть раз «вот был бы у меня диплом, тогда бы я…»? Нет.

Недавно я услышала мнение, что институт полезен для создания связей. На мой взгляд, в молодости связи формируются в любом случае. Я не самый общительный человек, но на каждой работе находила друзей и знакомых. У меня даже остались несколько друзей со школы (из университета — никого).

И, кстати, один из двух моих школьных друзей бросил институт примерно одновременно со мной. И тоже прекрасно живет.

Иногда мне интересно, возникла бы у меня идея вообще куда-то поступать, если бы я заканчивала школу сейчас? Когда многие навыки, кроме хирургии, можно освоить онлайн, мне кажется, что нет. Я бы закончила школу, пошла работать два через два в каком-нибудь «Старбакс», одновременно искала бы стажировки в интересующих меня компаниях.

Так, к 30 годам я бы разобралась с тем, чему хочу учиться. Возможно, это был бы университет, возможно — какие-то трехмесячные курсы, а может, и занятия по скайпу.

Хотя ровно к 30 я и так во всём разобралась. И, мне кажется, всё сделала правильно.

А расскажите о своем опыте? Считаете ли вы, что пять лет учебы в институте — это лучшее время в вашей жизни или же это был настоящий ужас?

Вопросы по теме

Каковы эмоциональные последствия недостатка образования?

Недостаток образования может привести к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Часто люди без образования сталкиваются с социальными стереотипами, которые могут усугублять их эмоциональное состояние. Однако важно отметить, что самообразование и достижение успеха в других сферах жизни могут помочь преодолеть эти негативные чувства и сформировать уверенность в себе.

Может ли личный опыт заменить формальное образование в профессиональной сфере?

Да, личный опыт может стать значительной альтернативой формальному образованию, особенно в творческих и предпринимательских профессиях. Многие успешные люди добились успеха, опираясь на свои навыки, полученные в процессе работы, а не в учебных аудиториях. Например, в сфере IT навыки программирования могут быть освоены через самостоятельное изучение и практику, что позволяет многим без диплома находить работу в высокоинтеллектуальных областях.

Какое значение имеет образование в эпоху интернет-технологий?

В эпоху интернет-технологий доступ к знаниям стал значительно проще. Существуют онлайн-курсы, вебинары и обучающие программы, которые позволяют людям без формального образования развиваться в различных областях. Тем не менее, наличие диплома все еще может открывать двери и создавать дополнительные возможности, особенно в традиционных профессиональных сферах, где работодатели часто отдают предпочтение кандидатам с официальным образованием.

Оцените статью
DEV
Добавить комментарий